Так поступают все женщины
"ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ": МОЦАРТ - В ОСОБНЯКЕ НА БОЛЬШОЙ ПОЛЯНКЕ

Есть что-то пронзительно-ироничное в том, что опера Моцарта с непростой судьбой найдет пристанище в неоготическом особняке. Архитектура, опередившая свое время и возродившаяся через столетия – идеальное обрамление для "Cosi fan tutte", произведения, которое только сейчас, спустя более двух веков, обретает заслуженное понимание.

18 мая в этих стенах произойдет нечто большее, чем просто концертное исполнение. Молодые певцы Академии хорового искусства имени В.С. Попова позволят нам прикоснуться к одной из самых противоречивых и вместе с тем гениальных партитур в истории оперы.

Что же такого скандального в "Так поступают все женщины"? Почему после блистательной премьеры в венском Бургтеатре в январе 1790 года она практически исчезла из репертуара на долгие годы? Смерть императора Йозефа II – лишь формальная причина. Настоящая трагедия оперы в том, что она опередила свое время – слишком правдивая, слишком жизненная, слишком... неприлично честная для чопорного XIX века.

Моцарт и его либреттист да Понте создали произведение, которое осмелилось заглянуть в бездну человеческой природы без морализаторства и осуждения. В этом карнавальном розыгрыше, где молодые люди проверяют верность своих возлюбленных, нет настоящих злодеев или героев – есть лишь люди со всеми их слабостями и противоречиями. И именно поэтому благонамеренная публика последующих эпох не могла простить Моцарту этой обжигающей правды.

Подумать только! Даже Бетховен, этот гений, создал свою "Леонору" (или "Фиделио") как прямой антипод моцартовской оперы. Благородство - вместо игривости, верность вместо сомнений, героизм вместо повседневности. На протяжении всего XIX века либретто перекраивали, сглаживали все "аморальные" углы, пытаясь втиснуть живую, дышащую музыку Моцарта в прокрустово ложе буржуазной морали.

И вот – о, удивительный поворот судьбы! – именно наше время, с его постмодернистской иронией и отказом от жестких моральных схем, оказалось готово принять эту оперу такой, какой ее задумал Моцарт. "Cosi fan tutte" сегодня звучит свежее и актуальнее, чем более "классические" оперы великого австрийца.

В особняке на Большой Полянке мы станем свидетелями этой удивительной метаморфозы. Молодые исполнители – возраст, идеально подходящий для героев оперы! – проведут нас через все перипетии этой "Школы влюбленных". А мы, зрители, будем решать вечный вопрос: что есть верность? Тождественна ли она постоянству? И кто прав в этой многоголосице мнений?

Моцарт не дает нам готовых ответов. Его гений в том, что он показывает "правду любви, правду гнева, правду добродетели" и даже "правду холодного и циничного рассудка". Но больше всего – и это особенно трогательно – он сочувствует женщинам, поставленным в невыносимую ситуацию морального выбора.

Встречаем вас 18 мая в неоготическом особняке на Большой Полянке, 45, на площадке Башмет центра! Там, под сводами старинного здания, в исполнении молодых, но уже талантливых, голосов вы услышите музыку, которая поразит вас своей свежестью, будто написана она была не 235 лет назад, а только вчера, специально для нас – людей, наконец-то готовых принять ее без предубеждений. Центр современной музыки и исполнительских искусств "ТОН" Академии хорового искусства имени В. С. Попова готовится постановочно, и в иммерсивном ключе, осуществить эту премьеру.
Схема проезда
© Все права защищены
Политика обработки персональных данных
БУДЕМ РАДЫ СОТРУДНИЧЕСТВУ!
Россия, Москва, Большая Полянка ул., 45. proto@axu.ru